A- A A+
Здравоохранение

Информация О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 гг. по Северо-Казахстанской области по 11 месяцам 2018 г.

Система здравоохранения области представлена сетью медицинских организаций в составе 23 больничных организаций, из них 8 областных организаций, 2 городские больницы, 13 ЦРБ, 64 амбулаторно-поликлинические организации, в том числе 59 врачебных амбулаторий, 3 городских поликлиник, областная детская стоматологическая поликлиника и областной центр по профилактике и борьбе со СПИД, кроме того в области 429 медицинских пунктов и 48 ФАПов, 64 частных медицинских организаций.

Коечный фонд государственных медицинских организаций составляет 3 441 койка (2017 г. — 3 546). Показатель обеспеченности койками снизился на 2,5% с 63,5 до 61,9 на 10 000 населения. (РК 12 мес. 2016 г. — 48,6).

Медицинскую помощь населению области в медицинских организациях оказывают 1 438 врачей и 5 126 средних медицинских работника.

Регистрация рождаемости за 10 месяцев 2018 года составила 6 207 младенцев (2017 г. — 6 103), показатель рождаемости снизился на 1% с 13,29 до 13,16 на 1 000 человек населения.

За 10 месяцев 2018 года по области зарегистрировано 5 531 случай смерти (2017 г. — 5 632). Показатель общей смертности снизился на 1,1% с 12,06 до 11,93 на 1 000 человек населения (план на 2018 г. — 11,22 на 1 000 населения).

По СКО показатель смертности от болезней системы кровообращения составил 227,49 на 100 тыс. нас (план на 2018 г. — 217,49 на 100 тыс. населения).

Показатель смертности от травм, несчастных случаев и отравлений снизился на 1,5% и составил 105,99 на 100 тыс. населения (план на 2018 г. — 108,1 на 100 тыс. населения).

Показатель младенческой смертности составил 12,1 на 1 000 родившихся живыми (план на 2018 г. — 8,9 на 1000 родившихся).

За 11 месяцев 2018 года зарегистрирован 1 случай материнской смертности, показатель — 16,0 на 100 000 живорождённых, (2017 г. — 1 случай, показатель — 15,5 на 100 000 живорождённых), республиканский показатель 13,1 на 100 000 живорождённых (план 2018г. — 0).

Отмечается снижение показателя заболеваемости туберкулезом на 0,2% с 59,5 до 59,4 на 100 000 населения (план на 2018 г. — 65,0 на 100 тыс. населения).

Показатель смертности от туберкулеза снизился на 25,6% с 3,9 до 2,9 (с 22 до 16 случаев) на 100 000 населения (план на 2018 г. — 4,1 на 100 тыс. населения). Не зарегистрировано случаев смерти от туберкулеза среди детей.

За 11 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель онкологической заболеваемости по области увеличился на 5,3% с 284,2 до 299,4 на 100 000 населения (с 1 601 до 1 669 случаев).

Смертность от злокачественных новообразований за 10 месяцев 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 1,5% с 123,8 до 121,93 на 100 000 населения (план на 2018 г. — 120,87 на 100 тыс. населения).

Выявление онкологических заболеваний на ранних (0-I) стадиях составило 33,9% (план на 2018 г. — 26,8).

Эпидемиологическая ситуация в области по инфекционной заболеваемости остается стабильной в плане отсутствия случаев особо опасных заболеваний и снижения ряда заболеваний. В 2018 году отмечается снижение уровня общей заболеваемости острыми вирусными гепатитами в 1,6 раза с 3,17 до 1,97 с 18 до 11 случаев, и сальмонеллезом на 1,7% с 5,28 до 5,37 (при одинаковом числе случаев — 30).

Не зарегистрировано случаев заболеваний дифтерией (2017 г. — 0 случаев), не зарегистрировано случаев заболеваний паротитом (2017 г. — 0 случаев) и не зарегистрировано случаев заболеваний чесоткой (2017 г. — 0 случаев).

В рамках эффективной реализации реформ в сфере здравоохранения в свете реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» в области реализуется Дорожная карта «Информатизация и цифровизация системы здравоохранения в Северо-Казахстанской области».

Оснащение компьютерной техникой организаций здравоохранения

На сегодняшний день в 566 организациях здравоохранения области всех уровней имеется 4406 рабочих мест медицинского персонала из них 3988 оснащено необходимой компьютерной техникой (далее по тексту — «КТ»), что составляет охват в 90,5%.

Для обеспечения 100% оснащения медицинских организаций всех уровней компьютерной техникой на 2019-2020 гг. запланирован закуп 418 единиц компьютерной техники для оснащения организаций ниже районного уровня (на 2019 год запланирован закуп 72 единиц КТ).

Обеспечение доступом к сети интернет организаций здравоохранения

По итогам 11 месяцев 2018 года обеспеченность 16 организаций городского уровня и 13 организаций районного уровня широкополосным доступом к сети Интернет (далее — «ШПДИ») составила 100%.

Из 537 организаций здравоохранения ниже области районного 177 обеспечено доступом к сети Интернет, что составляет 33% охвата.

На сегодняшний день потребность в доступе к сети Интернет в медицинских организациях ниже районного уровня составляет 360 организаций (в том, числе 4 врачебных амбулаторий, 2 фельдшерско-акушерских пункта, 354 медицинских пункта). Обеспечение вышеуказанных организаций ниже районного уровня запланировано на 2019-2020 годы (на 2019 запланировано подключение 72 организаций).

Внедрены и функционируют медицинские информационные системы: «Комплексная медицинская информационная система», «Медицинская информационная система «Жетысу»», «Медицинская информационная система «Надежда 2.0»».

Функционируют мобильные приложения посредством смартфонов:

в трех городских поликлиниках запущена работа мобильного приложения «DamuMed», позволяющее населению получать услуги «запись на приём к врачу» и «вызов врача на дом» со смартфонов;

«Кабинет пациента», функционал которого позволяет пациентам отдаленно записаться на прием к врачу;

«ONCOSCREEN» (Онкоскрин), призванное выявлять (или исключить) факторы риска онкологических заболеваний на ранних стадиях и стимулировать население к прохождению онкоскринингов;

WEB-приложение «АнтиИнсульт», позволяющее пациенту протестировать себя на риск возникновения инсульта.

В области реализуется первый в Республике Казахстан пилотный проект по внедрению системы автоматической интерпретации электрокардиограмм, основанной на алгоритмах искусственного интеллекта. Реализуется на базе КГП на ПХВ «1-ая городская поликлиника», г.Петропавловск и КГП на ПХВ «Явленская центральная районная больница».

Проблемный вопрос:

Дефицит врачей по СКО на 1.12.2018 года составляет 235 человек, в том числе дефицит по селу — 76.

С целью снижения дефицита врачебных кадров ежегодно проводятся ярмарки вакансий в городах Астане и Караганде, Алматы. В 2018 году прибыло в область 58 молодых специалистов, из них 27 в городские и областные организации, 31 в село.

Согласно решения областного маслихата врачам, прибывшим на работу в сельскую местность с 01 января 2018 года произведена выплата по 1,5 млн. тенге с областного бюджета 40 врачам, прибывшим на работу в сельскую местность.

Основной причиной оттока врачебных кадров является пенсионный возраст, выезд за пределы Республики Казахстан.

Пути решения:

Расширить социальный пакет: обеспечение ведомственным жильем, детскими садами, увеличение выплачиваемого подъемного пособия.

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2017 года (ZIP 21 Kb)

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2016 года (ZIP 24 Kb)

Информация об итогах реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казақстан» за 2015 г. по Северо-Казахстанской области Zip (16 Kb)

Сведения по организациям здравоохранения

№ п/п Наименование организации Адрес организации Руководитель организации
ФИО телефон (рабочий)
1 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Брусиловского, 20
Белоног Юрий Анатольевич 46-46-63
2 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Детская областная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Пушкина, 23
Завьялов Олег Владимирович 46-43-27
3 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областная детская стоматологическая поликлиника» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Абая, 43
Гирицан Дария Шабаевна 46-75-94
4 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной перинатальный центр» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Казахстанской правды, 233
Маутова Жанна Кабиденовна 42-18-95
5 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной онкологический диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 133
Абдримов Ермек Габбасович 52-55-84
6 Коммунальное государственное казенное предприятие «Северо-Казахстанский медицинский колледж» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Шухова, 42
Ахметова Марина Болегеновна 50-85-60
7 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника №1» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 130
Кашенцева Светлана Тимофеевна 52-70-13
8 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника № 2» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Васильева, 123
Абилев Женис Маратович 50-27-23
9 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника №3» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
Юбилейная, 7а
Ташетова Алия Жаксылыковна 53-76-93
10 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «1-я городская больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Сатпаева, 3
Бапанова Мариям Калуовна 38-03-40
11 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Кардиологический центр» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Васильева, 123
Магзумов Азамат Бельгибаевич 33-45-45
12 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «3-ая городская больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Рижская, 102
Абугалиев Ержан Бекетович 50-07-22
13 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Айыртауская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Айыртауский район,
с. Саумалколь
Молдахметов Саят Газизович 8(71533) 2-06-96
14 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Акжарская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Акжарский район,
с. Талшик
Сабитова Шолпан Каиргельдиновна 8(71546) 2-11-32
15 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Аккайынская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Аккайынский район,
с. Смирново,
ул. Молодежная, 6
Утебаев Асхат Онгарбаевич 8(71532) 2-16-28
16 Коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Явленская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Есильский район,
с. Явленка,
ул. Амангельды Иманова, 78
Казиев Аманжол Жамакович 8(71543) 2-16-95
17 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Жамбылская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Жамбылский район,
с. Пресновка,
ул. Логовая, 46
Мусетаев Ерлан Аскерович 8(71544) 2-11-03
18 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района Магжана Жумабаева» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения  Северо-Казахстанской области М. Жумабаева район,
г. Булаево,
ул. Мира, 8
Амрин Сакен Омерсерикович 8(71531) 2-81-25
19 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Кызылжарская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Кызылжарский район,
с. Бишкуль,
ул. Пирогова, 19
Кудайбергенов Александр Эдуардович 8(71538) 2-18-85
20 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Мамлютская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Мамлютский район,
г. Мамлютка,
Больничный городок
Коробкова Марина Германовна 8(71541) 2-25-23
21 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района имени Габита Мусрепова» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области район им Г. Мусрепова,
с. Новоишимское
Айманов Нурлан Багдаулетович 8(71535) 2-14-37
22 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Тайыншинская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Тайынша,
ул. Крыжановского, 72
Рафальский Анатолий Павлович 8(71536) 2-12-57
23 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Тимирязевская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области с. Тимирязево,
ул. Горького, 75
Косубаева Жанар Алибаевна 8(71537) 2-05-93
24 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Уалихановская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения  Северо-Казахстанской области с. Кишкенеколь,
ул. С. Маликова, 100
Уахитов Ербол Файзуллаевич 8(71542) 2-21-97
25 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района Шал акына» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Сергеевка,
ул. П. Гончарова, 119
Мустафин Айдар Жантуреевич 8(71534) 2-01-88
26 «Центр психического здоровья» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Рижская, 6
Ланда Игорь Эммануилович 46-20-77
27 Коммунальное государственное казенное предприятие «Областной противотуберкулезный диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. 4-я линия, 2
Бижанов Каныш Болатович 53-75-41
28 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной центр скорой медицинской помощи» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Ульянова, 98
Байгулов Мамадияр Шайзадаевич 46-53-58
29 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной центр крови» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Театральная, 56
Таукелов Сабыржан Абдрахманович 46-57-97
30 Коммунальное государственное учреждение «Дом ребенка» Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 174-А
Федотова Лилия Муратжановна 50-11-69
31 Государственное учреждение «Северо-Казахстанский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД» г. Петропавловск,
ул. Рижская, 102
Сыздыкова Айман Кенесовна 51-54-90
32 Государственное учреждение «Областная база специального медицинского обеспечения» Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Е. Букетова, 1
Габдуллина Алтынтас Тасбулатовна 46-60-80

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы

Паспорт Программы

Наименование программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы (далее - Программа)

Основания для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»;
Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол - путь в будущее»;
Национальный план Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей

Цель Программы

Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны

Задачи

Развитие системы общественного здравоохранения; совершенствование профилактики и управления заболеваниями;
повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;
повышение эффективности использования ресурсов и совершенствование инфраструктуры отрасли

Сроки реализации

2016-2019 годы

Целевой индикатор

К 2020 году уровень ожидаемой продолжительности жизни достигнет 73 лет

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджета и фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 1 969 729 500 тыс. тенге.

По годам

Республиканский бюджет

Местный бюджет

Другие источники

(ФСМС, НФ)

2016 г.

92 389 291

34 945 508

700 000

2017 г.

69 309 875

19 035 944

319 735 046

2018 г.

46 769 024

2 244 785

660 783 296

2019 г.

46 701 636

2 259 174

674 855 922

Итого:

255 169 825

58 485 411

1 656 074 264

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, Фонда социального медицинского страхования, а также с привлечением других альтернативных источников.

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы (Zip 7 Мб)

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2016 года (Zip 16 Kб)

Проект

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан»

1. Название законопроекта

«О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Главой государства Республики Казахстан в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»поручено проработать вопрос внедрения в Республике Казахстан обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников за причинение ущерба здоровью гражданина, не связанного с виновными действиями медицинского работника.

Согласно подпункту 11) пункта 1 статьи182Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.

Профессиональная ответственности медицинских работников перед пациентами приобретает особую актуальность вследствие роста числа жалоб на качество оказываемых медицинских услуг, если в 2011 году в Министерство здравоохранения Казахстана от пациентов поступило более 2,5 тысяч жалоб, 29% из которых признаны обоснованным, то только за первое полугодие 2012 года поступило 5,2 тыс. жалоб от пациентов, 50% из них признаны обоснованными.

Данные процессы все чаще завершаются в пользу пациентов, т.е. выплатой медицинскими организациями либо работником значительных материальных компенсаций, что свидетельствует о развитии правовой культуры наших граждан, вызванных желанием отстаивать свои права.

По данным Генеральной прокуратуры количество судебных исков на качество предоставляемых медицинских услуг по гражданским делам составляло:

  • в 2011 году — 33 иска на сумму 374 143 195 тенге, из них на возмещение материального ущерба 73 213 230 тенге и на возмещение морального ущерба 300 929 965 тенге, судебными органами удовлетворено 17 исков на сумму 12 052 244 тенге из них материальный ущерб 4 072 244 тенге и моральный ущерб 7 980 000 тенге;
  • в 2012 году — 78 иска на сумму 825 070 594 тенге, из них на возмещение материального ущерба 343 569 168 тенге и на возмещение морального ущерба 481 501 426 тенге, судебными органами удовлетворено 44 исков на сумму 32 715 460 тенге, из них материальный ущерб 6 025 460 тенге и моральный ущерб 26 690 000 тенге;
  • в 1 полугодии 2013 года — 42 иска на сумму 771 238 019 тенге, из них на возмещение материального ущерба 22 033 258 тенге и на возмещение морального ущерба 749 204 761 тенге, судебными органами удовлетворено17 исков на сумму 14 085 975 тенге, из них материальный ущерб 5 155 975 тенге и моральный ущерб 8 930 000 тенге.

Вместе с тем, по сведениям, представленными Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, в 2013 году зарегистрировано 433 уголовных правонарушений по статьям Уголовного Кодекса РК, связанных с медицинскими преступлениями (ст.ст. 317-323 УК РК), в 2014 году зарегистрировано 420 правонарушений и в 2015 году 595.

На учет административных правонарушений, в соответствии со статьей 81 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи), в 2013 году поставлено 300 случаев, в 2014 году — 286 случаев и в 2015году — 293 случая.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 88 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Для реализации гарантированных государством прав для пациентов возмещения вреда и финансовой защитой субъектов здравоохранения и медицинских работников, необходимо внедрения системы обязательного гарантированияпрофессиональнойответственностимедицинскихработников.

В результате риск причинения вреда жизни или здоровью пациента при отсутствии виновных действий со стороны медицинского работника будет покрываться за счет организации, которая будет гарантировать ответственность медицинского работника и соответствовать как интересам граждан, так и медицинских работников.

Данные меры будут реализованы нормами нового закона, который позволить реализовать основополагающие принципы доктрины здравоохранения Казахстана, в части ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, наполняя этот принцип реальным содержанием.

Введение гарантированного обеспечения лишь на случай медицинской ошибки медицинского работника создает ситуацию, при которой пациенту не будет компенсироваться вред, причиненный действиями иных работников медицинской организации, а также вред, причиненный вследствие иных (кроме медицинской ошибки) причин. Под медицинской ошибкой понимается добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента.

В этой связи, целесообразным является вопрос об обязательном гарантировании ответственности субъектов здравоохранения за причинение вреда жизни или здоровью пациента при осуществлении медицинской деятельности. Такой подход позволит обеспечить защиту имущественных интересов пациентов и медицинских работников, а также субъектов здравоохранения (включая физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью).

Введение системы обязательного гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников повысит качество медицинской помощи в Республики Казахстан и в целом повлияет на подъем ее международного рейтинга.

3. Цели принятия законопроекта

Законопроект разрабатывается в целях:

  • обеспечения защиты имущественных интересов медицинских работников в случае возникновения материальной ответственности медицинского работника за причинение вреда жизни или здоровью, при отсутствии в их действиях вины;
  • обеспечения защиты имущественных интересов субъектов здравоохранения;
  • защиты прав граждан на возмещение вреда здоровью;
  • улучшения качества оказания медицинских услуг;
  • создания условий для появления и дальнейшего развития новой системы гарантирования профессиональной ответственности;

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определения правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей.

5. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 27статей, 4 Глав:

Глава 1 — Общие положения;

Глава 2 — Правовой статус Фонда гарантирования ответственности медицинских работников;

Глава 3 — Форма и порядок осуществления гарантирования гражданско-правовой ответственности медицинских работников;

Глава 4 — Заключительные положения.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие данного законопроекта создаст благоприятные условия для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное медицинское обслуживание, в том числе защиту имущественных прав пациентов, а также создаст правовые основания для формирования инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию института гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников.

Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроект потребует внесения изменений в:

  1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  2. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет;
  3. Кодекс Республики Казахстан О здоровье народа и системе здравоохранения;

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентирован Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Изучение зарубежного опыта гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников показало, что во многих развитых странах запада гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников практиковалось еще в начале XX века.

Изучив международный опыт гарантирования ответственности работников здравоохранения, выделяя такой критерий как источник финансирования, следует четко очертить две различные модели: рыночная модель и социальная модель, а также пути реализации по страховому пути и по пути гарантирования.

В странах, где большинство медицинских услуг финансируется за счет государства, как правило, медицинские работники в меньшей степени полагаются на частный рынок страхования профессиональной ответственности. Соответственно, в таких государствах функционирует социальная модель страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Социальная модель предполагает большую ответственность со стороны государства в части финансирования и управление системы страхования, которая осуществляется с помощью одного централизованного агента — фонда. Одним из ярких примеров социальной модели страхования является модель Швеции, которая была введена в 1975 году. В Швеции Ассоциация по страхованию пациентов предоставляет услуги по страхованию ответственности медицинских работников. Другим примером служит модель, функционирующая в Канаде. Канадская медицинская ассоциация по защите медицинских работников (далее — КМАЗ) — это некоммерческая медицинская ассоциация по гарантированию ответственности своих членов, КМАЗ была основана в 1901 году. Ассоциация предоставляет услуги по обучению, консультации, юридической защите и выплате компенсации 95% практикующих врачей в Канаде, которые являются ее членом.

В странах, где частная практика предоставления медицинских услуг превалирует над государственным, частные рынки играют большую роль в осуществлении страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Рыночная модель страхования привносит большую ответственность на рыночные механизмы, нежели на государственные органы. Примером рыночной модели служит модель страхования Федеративной Республики Германии. На рынке Германии функционируют около 10 частных страховых компании, которые предоставляют услуги по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Местное законодательство обязывает поставщиков медицинских услуг приобретать соответствующий страховой полис.

Другим критерием разграничения моделей страхования ответственности работников здравоохранения выступает практика обвинения медицинского работника и применения в отношении него каких-либо взысканий. Согласно данному критерию выделяют: систему «вины» и систему «без вины». В большинстве стран ОЭСР медицинская халатность оценивается на основе разработанной и широко используемой в законодательстве и в судебной практике интерпретации «вины». Система «вины» предполагает, что при обоснованности жалобы пациента виновный медицинский работник претерпевает определенные неблагоприятные последствия своего проступка: штрафные санкции, выговор, обучение — повышение квалификации, лишение лицензии и др. Система вины в силу своей специфики для применения санкции в отношении медицинского работника требует наличия судебного решения. Данная модель успешно осуществляется в США, Японии, Великобритании, в Канаде и в ряде других стран.

Альтернативой системе «вины» выступает — система «без вины». Это система функционирует в ряде стран ОЭСР и основана на системе компенсации без вины. В этих странах, оценка ответственности медицинских работников судом не является предварительным условием для предоставления компенсации пострадавшим пациентам. Отправной точкой для осуществления компенсации, как правило, является наличие самой травмы или факт того, что эта травма могла бы быть предотвратима. Компенсация пострадавшим пациентам финансируется из частных источников через коммерческие и некоммерческие страховые организации (в Дании, Финляндии) или государством (Швеция и Новая Зеландия).

Так, в Швеции в основном жалобы от пациентов поступают в Ассоциацию по страхованию пациентов, которые занимаются рассмотрением жалобы и выплатой компенсации в случае их правомерности и не предусматривают неблагоприятные последствия для медицинского работника

Опыт западных стран, осуществляющие внедрение и развитие системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников на протяжение длительного периода, является бесценен для внедрения и развития системы страхования в Республике Казахстан.

Вместе с этим, каждая страна сама определяет модельгарантирования ответственности медицинских работников, с учетом особенностейсистемы здравоохранения страны и экономики в целом, что являются следствием уникального развития каждого государства.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Принятие законопроекта повлечет финансовые затраты из государственного бюджета Республики Казахстан. Данные расходы будут определены на основании актуарных расчетов. Актуарные расчеты проводятся на основании методики расчета страховой премии для обеспечения адекватного получения гарантий.

В качестве основных составляющих базового показателя могут быть определены:

  1. бюджет медицинской организации;
  2. уровень сложности лечебно-диагностических манипуляций;
  3. среднегодовое количество пациентов субъекта здравоохранения;

В качестве коэффициентов нагрузки к базовому показателю могут быть определены:

  1. среднегодовое количество медицинских работников в разрезе по категориям персонала /врачи, средний медицинский персонал/;
  2. стаж работы медицинских работников по специальности;
  3. уровень профессиональной квалификации работников (категории);
  4. уровень материально-технического оснащения субъекта здравоохранения;
  5. виды предоставляемой медицинской помощи;
  6. оплата стоимости услуг экспертной организации (экспертных комиссий);
  7. другие факторы, определяющие риск наступления гарантированного случая.

Возможно, потребуется разделение медицинских специальностей на классы или категории по степени риска неблагоприятного исхода лечения.

Date of publication: 24.06.2016 15:45
Recent changes page: 10.01.2019 10:16
Ask a question Biography Speeches

Akim of the North-Kazakhstan region Aksakalov Kumar Irgibaevich

July 2019
MnTuWeThFrStSn
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Blog of akim
Ask heads of state bodies a question
People's control
Official website of the First President of the Republic of Kazakhstan — Elbasy Nursultan NazarbayevОфициальный сайт Президента Республики КазахстанПремьер-Министр Республики Казахстан Официальный ресурсАссамблея народов казахстанаСтратегия Казахстан 2050«Казахстан — страна великой степи»Дорожная карта«Дорожная карта занятости 2020»e.gov.kzВерховный Суд Республики КазахстанАгентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупцииМинистерство юстиции Республики Казахстан во избежание недоразумений при пересечении границы Республики Казахстан, рекомендует физическим и юридическим лицам проверить себя на наличие имеющейся задолженности по судебным актам и временного ограничения на выезд за пределы Республики Казахстан на сайте www.adilet.gov.kz База данных нормативно-правовых актов «Әділет»trade.gov.kzЭлектронные услуги акимата Северо-Казахстанской областиortcom.kzМодернизация пенсионной системыАгентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупцииЗащита бизнеса СКОЦентр оценки эффективности деятельности государственных органов Республики Казахстан  Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РКАссоциация ветеринарных врачей КазахстанаСудебный кабинетНациональная палата предпринимателей Республики Казахстан — «Атамекен» Электронная биржа труда ЕнПф пенсионный фондkazakhstan.travelwww.business.gov.kzИвестиционный фонд КазахстанаАлтын сапаФинграмотаказконтентДоступное жильё 2020www.kdb.kzКазахстанский центр государственно-частного партнерства - kzppp.kzGalam TV Национальное телерадиовещаниеНациональный оператор телерадиовещанияСовет по конкурентоспособностиҚазақстан-ПетропавлOfficial websiteof the Committeeof the internal public auditof the Ministry of Financeof the Republic of Kazakhstan
ТИЦ

@2019 The official Internet resource of North Kazakhstan region