A- A A+
Здравоохранение

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2017 года

По Цели 1: Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны предусмотрено 3 целевых индикатора, из которых 1 на стадии исполнения (уровень ожидаемой продолжительности жизни, так как по итогам 2017 года данные будут известны в 2018 году после предоставления их Департаментом статистики СКО), по 1 не имеется расчета (индекс здоровья населения), 1 не достигнут (уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи не достигнут к плану 2017 г., вместе с тем по СКО отмечается достижение плана республиканского уровня).

На достижение цели предусмотрены 2 задачи:

Задача 1. Развитие системы общественного здравоохранения состоит из 13 показателей, из которых 3 на стадии реализации (смертность от травм, несчастных случаев и отравлений — сведения за 11 мес. 2017 г. по данным Управления социальной и демографической статистики; показатель распространенности ожирения — годовые данные будут известны в конце января после сдачи годовых отчетов медицинскими организациями области; удержание показателя заболеваемости инфекционными и паразитарными заболеваниями — сведения за 11 месяцев 2017 г. по данным Департамента по охране общественного здравоохранения по СКО), 8 достигнуты, 2 не достигнуты (показатель уровня суицидов среди детей 15-17 лет не достигнут к плану 2017 г.; показатель количества лиц, состоящих на наркологическом учете с пагубным потреблением и зависимостью от наркотиков не достигнут к плану 2017 г.).

С целью пропаганды физической активности, за 12 месяцев 2017 года специалистами медицинских организаций проведено 7910 мероприятий санитарно-просветительной работы различной формы исполнения.

При МЦЗ Центра ФЗОЖ по СКО функционирует тренажерный зал, занятия которого за 12 месяцев 2017 года посетили 1132 человека.

Задача 2. Совершенствование профилактики и управления заболеваниями состоит из 11 показателей, из которых 3 на стадии исполнения (показатель общей смертности на стадии исполнения, по данным за 11 мес. 2017 г. Управления социальной и демографической статистики; показатель смертности от БСК, по данным за 11 мес. 2017 г. Управления социальной и демографической статистики; показатель смертности от туберкулеза), 5 достигнуты, 3 не достигнуты (показатель младенческой смертности; показатель материнской смертности; число прикрепленного населения на 1 ВОП)

В СКО осуществляется санитарно-просветительная работа по профилактике ХНЗ и проводятся мероприятия на основании Плана проведения основных мероприятий по формированию ЗОЖ и профилактике основных заболеваний в СКО в 2017 г., проекта приказа МЗСР «Об утверждении плана мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний на 2017 год», приказа МЗСР РК от 28.09.2016 года № 825 «О некоторых вопросах социальной мобилизации по профилактике и предупреждению инфекционных и неинфекционных заболеваний»

В области реализуется Дорожная карта по ПУЗ (программа управления заболеваниями) в 3-х городских поликлиниках и начата организационная работа по внедрению программы в 6-ти районах области. Промежуточные результаты показали стабилизацию артериального давления у 58% пациентов, положительную динамику до 62% среди пациентов с сахарным диабетом, достигнуто снижение случаев госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью в 2 раза.

В СКО по профилактике инфекционных заболеваний за 12 месяцев 2017 года проведено:

  • 20 января 2017 года завершен 2-х месячник по профилактике ОРВИ, гриппа и пневмококковой инфекции, объявленный с 21 ноября 2016 года
  • с 15 по 24 февраля проведен декадник по пропаганде здорового образа жизни и методов природного оздоровления;
  • с 24 февраля по 24 марта проведен месячник, по профилактике туберкулеза;
  • с 24 по 30 апреля проведена Всемирная неделя иммунизации;
  • с 5 по 14 июня проведен декадник по профилактике острых кишечных инфекций;
  • с 5 июня проводится областной 2-месячник по профилактике острых кишечных инфекций;
  • с 24 июля по 22 августа проведен месячник, приуроченный к Всемирному Дню борьбы с вирусным гепатитом;
  • с 1 октября по 1 ноября проведен месячник по профилактике респираторных вирусных инфекций, гриппа и пневмококковой инфекции;
  • с 27 ноября 2017 года начался 2-месячник по профилактике ОРВИ, гриппа и пневмококковой инфекции;
  • с 10 ноября по 10 декабря проведен месячник, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИД.

Организовано и проведено Департаментом по охране общественного здоровья по СКО в пределах своей компетенции санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при инфекционных, паразитарных заболеваниях:

2783 обследованных очагов;

374 очага с лабораторным обследованием;

484 очага с проведением дезинфекционной, дезинсекционной, дератизационной обработки;

1248 очагов с проведением профилактических прививок и фагирования по эпидпоказаниям;

67эпизоотологических очагов совместно с другими ведомствами;

2032 опрошенных инфекционных больных с целью установления фактора передачи;

3654 направленных на лабораторное обследование лиц, являющихся потенциальными источниками распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также находившихся в контакте с инфекционными больными;

6 лиц отстранены от работы (на обследование);

организация и проведение профилактической иммунизации по эпид. показаниям (4818), в том числе и по дополнительной массовой иммунизации;

организация и проведение профилактического фагирования декретированных групп населения (126);

365 постановлений о проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий при инфекционных, паразитарных заболеваниях.

С целью профилактики поведенческих факторов риска (алкоголь, курение, наркомания, питание, физактивность) за 12 месяцев 2017 года специалистами МО проведено 74005 мероприятий санитарно-просветительной работы различной формы исполнения, в области действует 18 школ здоровья поведенческих факторов риска и ЗОЖ, регулярно проводятся мероприятия сотрудниками ТОО «ЦФЗОЖ по СКО».

За 12 мес. 2017 года по СКО в ДТП пострадало 272 человека, из них погибло 39 человек, ранено 233 человек.

С целью контроля и оперативного управления оказанием квалифицированной помощи пострадавшим при ДТП в медицинских организациях области введена оперативная отчетность о случаях массового дорожно-транспортного травматизма. Для проведения анализа последствий ДТП и качества оказания медицинской помощи области проводится ежемесячный сбор и анализ информации по разработанной форме. Медицинские аспекты ДТП регулярно рассматриваются на областных научно-практических конференциях хирургов, травматологов и нейрохирургов.

По программе 053-101 по дальнейшей иммунизации населения (в рамках реализации Национального календаря прививок) при годовом плане 549359 тыс. тенге РБ, за 12 мес. 2017 года освоено 549344,0 тыс. тенге, не освоение 15,0 тыс. тенге за счет экономии от закупок. При годовом плане 177177,8 тыс. тенге из МБ за 12 мес. 2017 года освоено 177 177,7 тыс. тенге, не освоение 0,1 тыс. тенге.

На проведение информационной работы по профилактике поведенческих факторов риска (табакокурение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рисковые формы поведения, низкая физическая активность) с использованием современных информационных технологий при годовом плане 100572 тыс.тенге, за 12 мес. 2017 г. освоено 100572 тыс. тенге из РБ.

По Цели 2: Модернизация национальной системы здравоохранения, ориентированной на эффективность, финансовую устойчивость и поддержку социально-экономического роста предусмотрен 1 целевой индикатор не достигнут (уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи не достигнут к плану 2017 г., вместе с тем по СКО отмечается достижение плана республиканского уровня).

На достижение цели предусмотрены 2 задачи:

Задача 1. Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения состоит из 4 показателей, из которых 3 достигнуты, 1 на стадии исполнения (показатель соотношения средней заработной платы врачей к средней заработной плате в экономике, годовые данные будут известны в 2018 году после предоставления их Департаментом статистики СКО).

Утвержден план-график по разъяснению внедрения ОСМС по Северо-Казахстанской области, согласно которого спикеры проводят встречи с предприятиями города и с коллективами в районах.

За 2017 год проведена 2151 встреча с охватом 429 073 человек.

Распространено 428 469 буклетов.

В целом общая сумма отчислений и взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей за обязательное социальное медицинское страхование с 1 июля по 31 декабря составила 32,1 млрд. тенге, из них 26,4 млрд. тенге (или 82,2%) приходятся на отчисления работодателей, 5,7 млрд. тенге (17,8%) — взносы индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. Внедрение сооплаты будет осуществляться с 2020 года.

Задача 2. Повышение эффективности использования ресурсов и совершенствование инфраструктуры отрасли состоит из 4 показателей, из которых 1 достигнут, 2 на стадии исполнения, 1 не достигнуты (показатель доли амбулаторно-лекарственного обеспечения в общем объеме лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП).

В двенадцати медицинских организациях области (коммунальных государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения) созданы наблюдательные советы в соответствии с критериями, предъявляемыми к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 114 и Правилами создания наблюдательного совета в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения, требований, предъявляемых к лицам, избираемым в состав наблюдательного совета, а также Правил конкурсного отбора членов наблюдательного совета и досрочного прекращения их полномочий, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 113.

В СКО реализуется проект «Строительство и эксплуатация центра офтальмологической диагностики», 31 января состоялся конкурс, определен концессионер ТОО «Есиль-Диагностик», стоимость проекта 540,429 млн. тенге, 12 декабря 2017 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конверта с заявкой на участие во II этапе конкурса по выбору концессионера, по итогам которого единственный участник, представивший ТЭО — ТОО «Есиль-Диагностик». В настоящее время получена экономическая экспертиза ТЭО от управления экономики СКО. Заключение гос. экспертизы на сегодняшний день не получено, в связи с отсутствием финансирования на экспертизу.

По основным индикаторам Госпрограммы по итогам 12 мес. 2017 года достигнуто:

удержание распространенности ВИЧ-инфекции в возрастной группе 15-49 лет составило 33%;

показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 8,2%;

показатель онкозаболеваемости снизился на 6,6%;

показатель смертности от онкологических заболеваний снизился на 4,4%;

выявление онкологических заболеваний на ранних (I-II) стадиях увеличилось до 67,4%.

Проблемные вопросы:

1. Потребность во врачебных кадрах по СКО.

В области дефицит врачей на 01.01.2018 г. составляет 239 человек, в том числе дефицит по селу — 87.

Основной причиной оттока врачебных кадров является пенсионный возраст, выезд за пределы Республики Казахстан.

Пути решения:

Расширить социальный пакет: обеспечение ведомственным жильем, детскими садами, увеличение выплачиваемого подъемного пособия.

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2016 года (ZIP 24 Kb)

Информация об итогах реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Казақстан» за 2015 г. по Северо-Казахстанской области Zip (16 Kb)

Сведения по организациям здравоохранения

№ п/п Наименование организации Адрес организации Руководитель организации
ФИО телефон (рабочий)
1 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Брусиловского, 20
Белоног Юрий Анатольевич 46-46-63
2 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Детская областная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Пушкина, 23
Завьялов Олег Владимирович 46-43-27
3 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областная детская стоматологическая поликлиника» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Абая, 43
Гирицан Дария Шабаевна 46-75-94
4 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной перинатальный центр» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Казахстанской правды, 233
Маутова Жанна Кабиденовна 42-18-95
5 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной кожно-венерологический диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Интернациональная, 90
Султанов Серик Хамзинович 33-89-89
6 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной онкологический диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 133
Абдримов Ермек Габбасович 52-55-84
7 Коммунальное государственное казенное предприятие «Северо-Казахстанский медицинский колледж» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Шухова, 42
Ахметова Марина Болегеновна 50-85-60
8 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника №1» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 130
Кашенцева Светлана Тимофеевна 52-70-13
9 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника № 2» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Васильева, 123
Абилев Женис Маратович 50-27-23
10 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Городская поликлиника №3» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
Юбилейная, 7а
Ташетова Алия Жаксылыковна 53-76-93
11 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «1-я городская больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Сатпаева, 3
Маметова Галина Абугалиевна 38-03-40
12 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Кардиологический центр» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Васильева, 123
Магзумов Азамат Бельгибаевич 33-45-45
13 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «3-ая городская больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Рижская, 102
Абугалиев Ержан Бекетович 50-07-22
14 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Айыртауская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Айыртауский район,
с. Саумалколь
Молдахметов Саят Газизович 8(71533) 2-06-96
15 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Акжарская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Акжарский район,
с. Талшик
Сабитова Шолпан Каиргельдиновна 8(71546) 2-11-32
16 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Аккайынская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Аккайынский район,
с. Смирново,
ул. Молодежная, 6
Утебаев Асхат Онгарбаевич 8(71532) 2-16-28
17 Коммунального государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Явленская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Есильский район,
с. Явленка,
ул. Амангельды Иманова, 78
Барабаш Александр Иванович 8(71543) 2-16-95
18 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Жамбылская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Жамбылский район,
с. Пресновка,
ул. Логовая, 46
Мусетаев Ерлан Аскерович 8(71544) 2-11-03
19 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района Магжана Жумабаева» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения  Северо-Казахстанской области М. Жумабаева район,
г. Булаево,
ул. Мира, 8
Уваров Валерий Васильевич 8(71531) 2-81-25
20 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Кызылжарская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Кызылжарский район,
с. Бишкуль,
ул. Пирогова, 19
Кудайбергенов Александр Эдуардович 8(71538) 2-18-85
21 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Мамлютская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области Мамлютский район,
г. Мамлютка,
Больничный городок
Коробкова Марина Германовна 8(71541) 2-25-23
22 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района имени Габита Мусрепова» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области район им Г. Мусрепова,
с. Новоишимское
Айманов Нурлан Багдаулетович 8(71535) 2-14-37
23 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Тайыншинская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Тайынша,
ул. Крыжановского, 72
Рафальский Анатолий Павлович 8(71536) 2-12-57
24 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Тимирязевская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области с. Тимирязево,
ул. Горького, 75
Косубаева Жанар Алибаевна 8(71537) 2-05-93
25 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Уалихановская центральная районная больница» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения  Северо-Казахстанской области с. Кишкенеколь,
ул. С. Маликова, 100
Уахитов Ербол Файзуллаевич 8(71542) 2-21-97
26 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Центральная районная больница района Шал акына» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Сергеевка,
ул. П. Гончарова, 119
И.о. Асылбекова Айнагуль Жасулановна 8(71534) 2-01-88
27 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Психоневрологический диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Рижская, 6
Ланда Игорь Эммануилович 46-20-77
28 Коммунальное государственное казенное предприятие «Областной противотуберкулезный диспансер» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. 4-я линия, 2
Бижанов Каныш Болатович 53-75-41
29 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной наркологический центр» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. 2-я Кирпичная, 4
Бейсембаев Дауренбек Жумагулович 50-75-45
30 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной центр скорой медицинской помощи» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Ульянова, 98
Байгулов Мамадияр Шайзадаевич 46-53-58
31 Коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Областной центр крови» акимата Северо-Казахстанской области Управления здравоохранения Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Театральная, 56
Таукелов Сабыржан Абдрахманович 46-57-97
32 Коммунальное государственное учреждение «Дом ребенка» Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. М. Ауэзова, 174-А
Капенова Маруар Турсуновна 50-11-69
33 Государственное учреждение «Северо-Казахстанский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД» г. Петропавловск,
ул. Рижская, 102
Сыздыкова Айман Кенесовна 51-54-90
34 Государственное учреждение «Областная база специального медицинского обеспечения» Северо-Казахстанской области г. Петропавловск,
ул. Е. Букетова, 1
Габдуллина Алтынтас Тасбулатовна 46-60-80

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы

Паспорт Программы

Наименование программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы (далее - Программа)

Основания для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;
Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»;
Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол - путь в будущее»;
Национальный план Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан

Государственные органы, ответственные за реализацию Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей

Цель Программы

Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны

Задачи

Развитие системы общественного здравоохранения; совершенствование профилактики и управления заболеваниями;
повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения;
повышение эффективности использования ресурсов и совершенствование инфраструктуры отрасли

Сроки реализации

2016-2019 годы

Целевой индикатор

К 2020 году уровень ожидаемой продолжительности жизни достигнет 73 лет

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2016-2019 годах будут направлены средства государственного бюджета и фонда обязательного социального медицинского страхования, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 1 969 729 500 тыс. тенге.

По годам

Республиканский бюджет

Местный бюджет

Другие источники

(ФСМС, НФ)

2016 г.

92 389 291

34 945 508

700 000

2017 г.

69 309 875

19 035 944

319 735 046

2018 г.

46 769 024

2 244 785

660 783 296

2019 г.

46 701 636

2 259 174

674 855 922

Итого:

255 169 825

58 485 411

1 656 074 264

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан и исходя из возможности доходной части республиканского и местных бюджетов, Фонда социального медицинского страхования, а также с привлечением других альтернативных источников.

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2019 годы (Zip 7 Мб)

Аналитическая информация об исполнении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы по СКО по итогам 12 месяцев 2016 года (Zip 16 Kб)

Проект

Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан»

1. Название законопроекта

«О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан».

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

Главой государства Республики Казахстан в статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»поручено проработать вопрос внедрения в Республике Казахстан обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников за причинение ущерба здоровью гражданина, не связанного с виновными действиями медицинского работника.

Согласно подпункту 11) пункта 1 статьи182Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»медицинские и фармацевтические работники имеют право на страхование профессиональной ответственности за причинение ущерба здоровью гражданина при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.

Профессиональная ответственности медицинских работников перед пациентами приобретает особую актуальность вследствие роста числа жалоб на качество оказываемых медицинских услуг, если в 2011 году в Министерство здравоохранения Казахстана от пациентов поступило более 2,5 тысяч жалоб, 29% из которых признаны обоснованным, то только за первое полугодие 2012 года поступило 5,2 тыс. жалоб от пациентов, 50% из них признаны обоснованными.

Данные процессы все чаще завершаются в пользу пациентов, т.е. выплатой медицинскими организациями либо работником значительных материальных компенсаций, что свидетельствует о развитии правовой культуры наших граждан, вызванных желанием отстаивать свои права.

По данным Генеральной прокуратуры количество судебных исков на качество предоставляемых медицинских услуг по гражданским делам составляло:

  • в 2011 году — 33 иска на сумму 374 143 195 тенге, из них на возмещение материального ущерба 73 213 230 тенге и на возмещение морального ущерба 300 929 965 тенге, судебными органами удовлетворено 17 исков на сумму 12 052 244 тенге из них материальный ущерб 4 072 244 тенге и моральный ущерб 7 980 000 тенге;
  • в 2012 году — 78 иска на сумму 825 070 594 тенге, из них на возмещение материального ущерба 343 569 168 тенге и на возмещение морального ущерба 481 501 426 тенге, судебными органами удовлетворено 44 исков на сумму 32 715 460 тенге, из них материальный ущерб 6 025 460 тенге и моральный ущерб 26 690 000 тенге;
  • в 1 полугодии 2013 года — 42 иска на сумму 771 238 019 тенге, из них на возмещение материального ущерба 22 033 258 тенге и на возмещение морального ущерба 749 204 761 тенге, судебными органами удовлетворено17 исков на сумму 14 085 975 тенге, из них материальный ущерб 5 155 975 тенге и моральный ущерб 8 930 000 тенге.

Вместе с тем, по сведениям, представленными Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры РК, в 2013 году зарегистрировано 433 уголовных правонарушений по статьям Уголовного Кодекса РК, связанных с медицинскими преступлениями (ст.ст. 317-323 УК РК), в 2014 году зарегистрировано 420 правонарушений и в 2015 году 595.

На учет административных правонарушений, в соответствии со статьей 81 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи), в 2013 году поставлено 300 случаев, в 2014 году — 286 случаев и в 2015году — 293 случая.

В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 88 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного здоровью неправильным назначением и применением медицинскими работниками лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Для реализации гарантированных государством прав для пациентов возмещения вреда и финансовой защитой субъектов здравоохранения и медицинских работников, необходимо внедрения системы обязательного гарантированияпрофессиональнойответственностимедицинскихработников.

В результате риск причинения вреда жизни или здоровью пациента при отсутствии виновных действий со стороны медицинского работника будет покрываться за счет организации, которая будет гарантировать ответственность медицинского работника и соответствовать как интересам граждан, так и медицинских работников.

Данные меры будут реализованы нормами нового закона, который позволить реализовать основополагающие принципы доктрины здравоохранения Казахстана, в части ответственности за вред, причиненный здоровью пациента, наполняя этот принцип реальным содержанием.

Введение гарантированного обеспечения лишь на случай медицинской ошибки медицинского работника создает ситуацию, при которой пациенту не будет компенсироваться вред, причиненный действиями иных работников медицинской организации, а также вред, причиненный вследствие иных (кроме медицинской ошибки) причин. Под медицинской ошибкой понимается добросовестное заблуждение медицинского работника при отсутствии прямого или косвенного (халатности, небрежности) умысла, направленного на причинение вреда жизни и здоровью пациента.

В этой связи, целесообразным является вопрос об обязательном гарантировании ответственности субъектов здравоохранения за причинение вреда жизни или здоровью пациента при осуществлении медицинской деятельности. Такой подход позволит обеспечить защиту имущественных интересов пациентов и медицинских работников, а также субъектов здравоохранения (включая физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью).

Введение системы обязательного гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников повысит качество медицинской помощи в Республики Казахстан и в целом повлияет на подъем ее международного рейтинга.

3. Цели принятия законопроекта

Законопроект разрабатывается в целях:

  • обеспечения защиты имущественных интересов медицинских работников в случае возникновения материальной ответственности медицинского работника за причинение вреда жизни или здоровью, при отсутствии в их действиях вины;
  • обеспечения защиты имущественных интересов субъектов здравоохранения;
  • защиты прав граждан на возмещение вреда здоровью;
  • улучшения качества оказания медицинских услуг;
  • создания условий для появления и дальнейшего развития новой системы гарантирования профессиональной ответственности;

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определения правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей.

5. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 27статей, 4 Глав:

Глава 1 — Общие положения;

Глава 2 — Правовой статус Фонда гарантирования ответственности медицинских работников;

Глава 3 — Форма и порядок осуществления гарантирования гражданско-правовой ответственности медицинских работников;

Глава 4 — Заключительные положения.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие данного законопроекта создаст благоприятные условия для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное медицинское обслуживание, в том числе защиту имущественных прав пациентов, а также создаст правовые основания для формирования инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию института гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников.

Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроект потребует внесения изменений в:

  1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;
  2. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет;
  3. Кодекс Республики Казахстан О здоровье народа и системе здравоохранения;

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентирован Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Изучение зарубежного опыта гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников показало, что во многих развитых странах запада гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников практиковалось еще в начале XX века.

Изучив международный опыт гарантирования ответственности работников здравоохранения, выделяя такой критерий как источник финансирования, следует четко очертить две различные модели: рыночная модель и социальная модель, а также пути реализации по страховому пути и по пути гарантирования.

В странах, где большинство медицинских услуг финансируется за счет государства, как правило, медицинские работники в меньшей степени полагаются на частный рынок страхования профессиональной ответственности. Соответственно, в таких государствах функционирует социальная модель страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Социальная модель предполагает большую ответственность со стороны государства в части финансирования и управление системы страхования, которая осуществляется с помощью одного централизованного агента — фонда. Одним из ярких примеров социальной модели страхования является модель Швеции, которая была введена в 1975 году. В Швеции Ассоциация по страхованию пациентов предоставляет услуги по страхованию ответственности медицинских работников. Другим примером служит модель, функционирующая в Канаде. Канадская медицинская ассоциация по защите медицинских работников (далее — КМАЗ) — это некоммерческая медицинская ассоциация по гарантированию ответственности своих членов, КМАЗ была основана в 1901 году. Ассоциация предоставляет услуги по обучению, консультации, юридической защите и выплате компенсации 95% практикующих врачей в Канаде, которые являются ее членом.

В странах, где частная практика предоставления медицинских услуг превалирует над государственным, частные рынки играют большую роль в осуществлении страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Рыночная модель страхования привносит большую ответственность на рыночные механизмы, нежели на государственные органы. Примером рыночной модели служит модель страхования Федеративной Республики Германии. На рынке Германии функционируют около 10 частных страховых компании, которые предоставляют услуги по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Местное законодательство обязывает поставщиков медицинских услуг приобретать соответствующий страховой полис.

Другим критерием разграничения моделей страхования ответственности работников здравоохранения выступает практика обвинения медицинского работника и применения в отношении него каких-либо взысканий. Согласно данному критерию выделяют: систему «вины» и систему «без вины». В большинстве стран ОЭСР медицинская халатность оценивается на основе разработанной и широко используемой в законодательстве и в судебной практике интерпретации «вины». Система «вины» предполагает, что при обоснованности жалобы пациента виновный медицинский работник претерпевает определенные неблагоприятные последствия своего проступка: штрафные санкции, выговор, обучение — повышение квалификации, лишение лицензии и др. Система вины в силу своей специфики для применения санкции в отношении медицинского работника требует наличия судебного решения. Данная модель успешно осуществляется в США, Японии, Великобритании, в Канаде и в ряде других стран.

Альтернативой системе «вины» выступает — система «без вины». Это система функционирует в ряде стран ОЭСР и основана на системе компенсации без вины. В этих странах, оценка ответственности медицинских работников судом не является предварительным условием для предоставления компенсации пострадавшим пациентам. Отправной точкой для осуществления компенсации, как правило, является наличие самой травмы или факт того, что эта травма могла бы быть предотвратима. Компенсация пострадавшим пациентам финансируется из частных источников через коммерческие и некоммерческие страховые организации (в Дании, Финляндии) или государством (Швеция и Новая Зеландия).

Так, в Швеции в основном жалобы от пациентов поступают в Ассоциацию по страхованию пациентов, которые занимаются рассмотрением жалобы и выплатой компенсации в случае их правомерности и не предусматривают неблагоприятные последствия для медицинского работника

Опыт западных стран, осуществляющие внедрение и развитие системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников на протяжение длительного периода, является бесценен для внедрения и развития системы страхования в Республике Казахстан.

Вместе с этим, каждая страна сама определяет модельгарантирования ответственности медицинских работников, с учетом особенностейсистемы здравоохранения страны и экономики в целом, что являются следствием уникального развития каждого государства.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Принятие законопроекта повлечет финансовые затраты из государственного бюджета Республики Казахстан. Данные расходы будут определены на основании актуарных расчетов. Актуарные расчеты проводятся на основании методики расчета страховой премии для обеспечения адекватного получения гарантий.

В качестве основных составляющих базового показателя могут быть определены:

  1. бюджет медицинской организации;
  2. уровень сложности лечебно-диагностических манипуляций;
  3. среднегодовое количество пациентов субъекта здравоохранения;

В качестве коэффициентов нагрузки к базовому показателю могут быть определены:

  1. среднегодовое количество медицинских работников в разрезе по категориям персонала /врачи, средний медицинский персонал/;
  2. стаж работы медицинских работников по специальности;
  3. уровень профессиональной квалификации работников (категории);
  4. уровень материально-технического оснащения субъекта здравоохранения;
  5. виды предоставляемой медицинской помощи;
  6. оплата стоимости услуг экспертной организации (экспертных комиссий);
  7. другие факторы, определяющие риск наступления гарантированного случая.

Возможно, потребуется разделение медицинских специальностей на классы или категории по степени риска неблагоприятного исхода лечения.

Дата публикации:: 24.06.2016 15:45
Последние изменения страницы:: 14.02.2018 11:44
Задать вопрос Биография Выступления

Аким Северо-Казахстанской области Аксакалов Кумар Иргибаевич

Декабрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Блог акима
Задать вопрос руководителям ГО
Народный контроль
Официальный сайт Президента Республики КазахстанПремьер-Министр Республики Казахстан Официальный ресурсАссамблея народов казахстанаСтратегия Казахстан 2050Астана — столица Великой степи«Казахстан — страна великой степи»Дорожная карта«Дорожная карта занятости 2020»e.gov.kzВерховный Суд Республики КазахстанАгентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупцииМинистерство юстиции Республики Казахстан во избежание недоразумений при пересечении границы Республики Казахстан, рекомендует физическим и юридическим лицам проверить себя на наличие имеющейся задолженности по судебным актам и временного ограничения на выезд за пределы Республики Казахстан на сайте www.adilet.gov.kz База данных нормативно-правовых актов «Әділет»trade.gov.kzЭлектронные услуги акимата Северо-Казахстанской областиortcom.kzМодернизация пенсионной системыАгентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупцииЗащита бизнеса СКОЦентр оценки эффективности деятельности государственных органов Республики Казахстан  Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РКАссоциация ветеринарных врачей КазахстанаСудебный кабинетНациональная палата предпринимателей Республики Казахстан — «Атамекен» Электронная биржа труда ЕнПф пенсионный фондkazakhstan.travelwww.business.gov.kzИвестиционный фонд КазахстанаАлтын сапаФинграмотаказконтентДоступное жильё 2020www.kdb.kzКазахстанский центр государственно-частного партнерства - kzppp.kzGalam TV Национальное телерадиовещаниеНациональный оператор телерадиовещанияСовет по конкурентоспособностиҚазақстан-ПетропавлРеспубликанский форум «ШАПАҒАТ»Официальный интернет-ресурс Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов РК100 новых лиц КазахстанаМинистерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан
ТИЦ

@2018 Официальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области